Рабочая группа, созданная во Всероссийском союзе страховщиков, готовит законопроект о ведении нового аппарата: страхового омбудсмена. Суть его состоит в том, чтобы передать решение своих недорогих конфликтов с населением специально обученному человеку. Он должен обладать очень широкими полномочиями и быть независим от страхователей и страховщиков.
Европейский страховой бизнес уже имеет опыт работы такого аппарата. Для перенятия опыта был приглашен специалист из Германии профессор Гюнтер Хирш, который в течение четырех лет занимает должность страхового омбудсмена. На своем примере он объяснил функции своей работы и чем конкретно занимается. За время своего пребывания в России он встречался с представителями различных министерств, с депутатами Госдумы, заместителем председателя Верховного суда России и с самими страховщиками.
Ему понравилась идея о введении такого института в России. Однако он отметил, что для успеха этого начинания необходимо соблюдение двух обязательных условий, закрепленных на законодательном уровне. Во-первых, омбудсмен должен быть абсолютно независим и высокой профессиональной квалификации. Во-вторых, должны участвовать все без исключения страховые компании.
"Страховой омбудсмен" - что это такое и для чего он нужен?
Страховой омбудсмен был создан страховой отраслью в Германии десять лет назад, когда у страховых компаний Германии были трудные времена. Обыкновенному потребителю тяжело отстоять свои права против профессионалов бизнеса, поэтому и создается новый правовой институт в России, чтобы обеспечить баланс сил между страхователем и страховщиком. Его основная функция - решать конфликты на равных.
Опыт Германии очень важен даже в мелочах, так как новый правовой институт в России будет создаваться на его примере. Представители всех общественных организаций страхователей, представители страхового надзора создают совет во главе с главным правозащитником. Он назначается на пять лет. Совет обеспечивает независимость омбудсмена.
В компетенцию омбудсмена входит рассмотрение жалоб от граждан на страховщиков, входящих в совет. Если обращение гражданина затрагивает интересы многих лиц, то это дело направляется в суд. Также и споры между страховой компанией и предприятием омбудсмен не решает.
В Германии омбудсмен рассматривает жалобу в течение четырех месяцев. В год через его руки проходит до 18 тысяч жалоб. Он разбирает дела страхователей на сумму не более ста тысяч евро. Решения по претензиям до десяти тысяч евро обжалованию не подлежат и обязательны для исполнения страховыми компаниями. В процентном соотношении около 35% решений выносится в пользу граждан, в остальных омбудсмен высказывает свое мнение, помогает разрешить конфликт и стороны приходят к мировому соглашению. Основной акцент делается на некрупные страховые случаи. Это же и планируется вменить в обязанности омбудсмена в России.
Омбудсмен имеет свой штат юристов из 18 человек, каждый из них отвечает за свой вид страховки. Весь институт омбудсмена содержится на деньги только страховых компаний, входящих в совет. Они выплачивают какой-то процент от объема сборов. В судебных разбирательствах при обращении к омбудсмену гражданин не платит ни копейки, как бы ни разрешился конфликт и в чью бы пользу бы ни было вынесено решение. За все платит страховая компания, участвующая в конфликте.
Конечно, в России страхование не так развито как в Германии и, даже в далеко обозримом будущем нам ее не догнать, но внедрение нового аппарата позволит в досудебном порядке решать споры между страхователями и страховщиками. Должен же быть кто-то в государстве, кто защитит простого гражданина от изысков страховых компаний. Бывают случаи, когда страховщик оказывается один против целой армии подкованных юристов, и никто не хочет ему помочь.
В России планируется занять большую часть аппарата омбудсмена водительскими проблемами, так как у нас это пока самый развитый и массовый вид страховки. А к страхователям компаниям нужно относиться бережнее, поскольку выгоднее сохранить старого клиента, чем приобрести нового.